Проектная деятельность

Методические рекомендации (PDF 0,8 Mb)

Примерные сроки защиты проектов в 2019-2020 учебном году

Классы

Сроки защиты проектов

5-6

март 2020

7-8

февраль 2020

9

предзащита - декабрь 2019, защита - март 2020 

10 предзащита - апрель 2020

11

17 октября 2019 в 12.15

Технология жизненного проектирования

Современная школа готовит школьников к жизни в мире, будущее которого является крайне неопределенным. Мы с большим трудом можем предугадать, какой будет глобальная обстановка даже через десять лет, какие технологии будут открыты, как изменятся рынок труда и экономика.
Поэтому важно не просто снабжать детей багажом базовых знаний, но и развивать у них компетенции, позволяющие успешно адаптироваться к быстро изменяющемуся миру и достигать в этих непростых условиях свои личные цели. Иными словами, школьник должен научитьсяуправлять перспективой собственного развития, ответственно распоряжаться собственной жизнью.
Ключевыми навыками современного школьника становятся способность принимать решения на перспективу, анализировать собственные ценности, потребности и ресурсы для их реализации, планирование своей деятельности и прогнозирование возможных результатов и рисков. 
Умению ставить цель, самостоятельно решать поставленные задачи и нести личную ответственность за результат школьники учатся в рамках проектной деятельности. 

«Умная школа» запускает инновационную образовательную практику для старшеклассников — разработку и защиту индивидуального жизненного проекта.

Что такое жизненный проект?

Жизненное проектирование – это образовательная технология, которая помогает старшеклассникам осознанно и ответственно подойти к решению задач самообразования и гибкого управления собственным развитием в условиях быстро меняющегося мира.

Жизненный проект – это проект, направленный на достижение заранее запланированного результата в собственной жизни.  Автор проекта рассматривает себя, свою жизни как предмет преобразования. Технология жизненного проектирования призвана сформировать у старшеклассников умение ответственно распоряжаться собственной жизнью: формулировать цели собственного развития, анализировать их с точки зрения достижимости, значимости, экологичности для себя и других, рисков реализации и достаточности ресурсов.

Обычно в школе проекты бывают учебными (по теме предметов) или социальными (например, волонтерство). Но это внешние для ученика задачи. Идея жизненного проекта в том, чтобы в первую очередь ученик задавался вопросами собственного внутреннего развития.

Жизненный проект, в отличие от учебного и социального, предполагает постановку целей, отражающих личные смыслы и персональные жизненные планы. Это обучение тому, как распоряжаться жизнью, а не программировать её по заранее заданному алгоритму. 

Технология жизненного проектирования предназначена для работы со старшеклассниками.

Каждому ученику назначается наставник. В его сопровождении старшеклассник анализирует собственные мотивы и ценности, ставит перед собой цель достичь изменений в одной из областей своей жизни, определяет критерии её достижения.
Наставник же помогает организовать работу, а также следит за тем, чтобы его подопечный удерживался в рамках проектной логики.
Базовые принципы этой образовательной технологии были сформулированы командой разработчиков иркутской «Умной школы» совместно с её основателем, российским предпринимателем и филантропом Альбертом Авдоляном. Иркутская школа, задуманная с целью социализации приёмных детей области, также должна предоставить каждому ребенку возможность выбора перспектив дальнейшего развития. Обеспечить этот образовательный результат, по мнению разработчиков, детям поможет создание собственного жизненного проекта. 
В июне 2017 года технология жизненного проектирования «Умной школы» стала лучшей на конкурсе «Школа навыков XXI века», организованного Сбербанком и Высшей школой экономики. Также данная технология была представлена на международной образовательной конференции ООН в Женеве.

ТОЧКА ПСИ  и  Умная школа  в 2018-19  учебном году проводят программу обучения старшеклассников и педагогов  технологии жизненного проектирования в г. Москве.

Участниками апробации технологии жизненного проектирования 2018-2019 стали ученики и педагоги нашей школы.

группа 24 школы и тренерыавторы и кураторыУченики 10-х классов (Носкова Анастасия, Белолапоткова Диана, Нагорная Валерия, Тигунцева Дарья) и педагоги – кураторы жизненных проектов: Иванова Ольга Михайловна, замдиректора по НМР и Антонова Ирина Викторовна, учитель английского языка, приняли участие в первой выездной сессии с 5 по 10 ноября 2018г.

Ребята учились находить идеи, ставить цели в жизненном проектирования, быть авторами своей жизни. В этом им помогали «Шашники» и тренеры ТОЧКИ ПСИ. Педагоги овладевали технологией жизненного проектирования на семинарах и тренингах.

Стать более уверенной, овладеть экопривычками, сделать свою жизнь интереснее и насыщеннее, научиться петь ярко и красиво – такие цели поставили старшеклассницы в своих жизненных проектах.

Им предстоит защитить проекты в Москве с 18 по 20 апреля этого года.

21 февраля в нашей школе прошла защита темы проекта десятиклассников. Кроме 4 девочек девять учащихся десятых классов выбрали жизенные проекты. В целом защита прошла успешно. Некоторые замечания получили трое учеников – темы не соответствовали жизенным поектам.

Результат для старшеклассников: реализация собственного жизненного проекта, развитие проектных умений.

Почему реализация жизненных проектов при чутком руководстве наставника и поддержке со стороны школы так важна?

  • Это поможет человеку к окончанию школы определиться с пониманием своих целей в жизни, иметь осознанные планы на будущее.
  • Постановка и решение персонально важных задач — навык, без которого довольно сложно приходится во взрослом возрасте. Жизненный проект продумывается и защищается в школе, но крепко связывает школьное обучение и реальную жизнь. Этой связи сегодняшней школе сильно не хватает.
  • То, чему учит жизненное проектирование — ставить цели, планировать действия, оценивать результаты и их соответствие целям — сегодня необходимо на рынке труда.
  • Жизненный проект поддерживает индивидуальные стремления ученика, помогает противостоять манипуляции и патриархальной архаике, освобождаться от зависимости от взрослых.
  • Жизненное проектирование учит распоряжаться своей жизнью ответственно, а умение принимать ответственные решения крайне важно в сегодняшнем глобализированном мире, где столь часты политические, экономические и экологические кризисы.
  • Реализованный жизненный проект может послужить отличным стартом для новых проектов, которыми человек займётся уже после школы.
  • Одна из главных задач жизненного проектирования — научить ученика понимать сложность современного мира и не бояться сложных решений. Это ещё один принципиально необходимый навык.

Технология жизненного проектирования даёт ученику представление о работающем подходе к жизненным проблемам, позволяет этот подход опробовать. При всей своей кажущейся простоте эту технологию невозможно реализовывать без помощи взрослых наставников, поэтому она учит не только самостоятельности, но и сотрудничеству. Более того, в трудный возрастной период для старшеклассника не будет лишней возможность общаться со взрослым, который поддерживает его личностное развитие.

Пожелаем удачи нашим десятиклассницам в Москве и у себя в школе!